Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым –
это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящая перед нашим дошкольным
учреждением, ведь это значит заложить фундамент в развитии здорового поколения
в будущем.
Оказания помощи
родителям в физическом воспитании детей, необходимо, ведь именно семья и её
образ жизни в большей степени определяют состояние здоровья ребёнка.
Согласно ст. 18 закона РФ «Об образовании»
родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка, а мы – педагоги –
выступаем в роли их профессиональных помощников.
Признание приоритета семейного воспитания
требует новых отношений семьи и ОУ, определяющиеся понятиями «сотрудничество» и
«взаимодействие». Для решения этой задачи необходимо создать условия,
обеспечивающие полноценное взаимодействие ОУ и семьи по вопросам здоровья детей
и их гармоничного развития, установить доверительные деловые контакты между
взрослыми, участвующими в процессе воспитания.
Основные
направления работы.
Создать условия
для развития и оздоровления детей.
Разработать
комплекс мероприятий, направленных на развитие сотрудничества и установление
партнерских отношений с родителями, гармонизацию детско-родительских отношений
в ОУ. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с
собственным ребёнком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических
знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Поэтому приоритетными в
данной работе должны быть формы, на которых знания преподносятся в процессе
сотрудничества педагогов и родителей, активного взаимодействия взрослого и
ребёнка.
Работа с семьями
воспитанников предполагает несколько этапов.
Первый этап –
знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений,
знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами и трудностями в воспитании
здорового ребёнка.
Это и
родительские собрания, и анкетирование и опросы, которые помогают:
- получить информацию о ребёнке, его жизни в
семье («Физкультура и семейное воспитание», «Семейные традиции», «ЗОЖ в семье»
и др.) ;
- обеспечивать единство воспитательного
процесса в семье и детском саду («Организация туристической деятельности»,
«Организация плавания дошкольников», «Организация подвижных игр» и др.) ;
- анализировать качество проводимой работы с
родителями .
Организация фотовыставок «Делимся семейным
опытом воспитания здорового ребёнка»; оформление дневников здоровья
«Здоровячок» с фотографиями и короткими рассказами о физическом воспитании детей
в семье, рисунками, отражающими их спортивную жизнь; организация конкурса
семейных газет «Здоровье – это… » - следующая ступенька на пути знакомства с
семейными традициями и достижениями. Зачастую эти формы пропаганды ЗОЖ семей
являются продуктом коллективного творчества детей и родителей.
Родители по
отношению к физическому развитию ребёнка и здоровому образу жизни условно
делятся на три группы:
1. Семьи,
недооценивающие значение физического воспитания детей, не уделяющие должного
внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа .
2. Семьи,
разделяющие взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает
знаний и опыта, они испытывают дефицит свободного времени в связи с
загруженностью работой; у них отсутствует желание заниматься ребёнком.
3. Семьи, с
удовольствием занимающиеся с детьми физкультурой, стремящиеся воспитать здорового
ребёнка.
Таким образом, разделив родителей на условные
группы, можно осуществлять дифференцированный подход в работе с семьями
воспитанников.
Второй этап –
формирование установки на сотрудничество.
Здесь могут быть использованы следующие формы
работы:
• ознакомление родителей с результатами
диагностики детей «Вот мы какие» в начале и конце учебного года;
• консультационная помощь и составление
индивидуальных планов по укреплению здоровья и двигательному развитию детей в
семье;
• ежемесячное обновление информационного
стенда для родителей «Здоровье – это радость» и групповых рубрик в родительских
уголках, освещающих вопросы оздоровления;
• индивидуальные и групповые консультации,
проведение тематических родительских собраний («Профилактика нарушений и
укрепление опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста»,
«Подготовка детей к обучению плаванию», «Организация туристической
деятельности», которые дают возможность правильно выстроить воспитание и
развитие ребёнка в домашних условиях;
• рекомендации в виде буклетов, памяток и
папок-передвижек помогают родителям накапливать багаж знаний по физическому
воспитанию детей. Использование данного вида текстовой информации доказывает,
что она наиболее эффективна, чем информация на стендах, так как с их
содержанием можно спокойно познакомиться дома на досуге;
• выставки (методических пособий, научно-популярной
литературы, игр, спортивного и нестандартного оборудования, фотоколлажей и т.
д.) .
Третий этап –
организация совместных мероприятий детей и родителей, в ходе которых родители
получают как теоретические знания, так и практическую подготовку по вопросам
воспитания.
На этом этапе могут быть использованы следующие формы работы:
* встречи с интересными людьми (родителями -
спортсменами). Личный пример людей, которые профессионально занимаются спортом,
и добились значительных успехов в этой области, имеет решающее значение в
повышении у детей интереса к физической культуре. Встречи с такими людьми,
живое общение с ними, экскурсии на место их работы - в спортивные клубы,
организация фотовыставки «Мой папа учит любить спорт» дают возможность детям понять,
что спортсменом, физически развитым человеком может стать каждый, стоит лишь
приложить старание и упорство;
* семейное творчество: словесное творчество
«Сочиняем вместе сказку» (дети вместе со взрослыми сочиняли и оформляли сказки
на тему ЗОЖ) ; художественное творчество (совместные работы детей и родителей –
рисунки, коллажи - «Любимые игры на прогулке», «Наши любимые спортивные
игрушки», «Я здоровым быть мечтаю! » и др.) ; кулинарное творчество
(выставка-аукцион «Ах, картошка-объеденье! ») ;
* домашние задания для родителей (найти и
предоставить детям информацию о талисманах Олимпийских игр, придумать и
нарисовать вместе с детьми свой талисман Олимпиады 2014 г. и т. д.) ;
* цикл совместной двигательной деятельности
детей и родителей (тематическая встреча «Путешествие в Сказкино», конкурс
подвижных игр «1-2-3-4-5, выходи скорей играть») ; развлечения («Праздник
картошки», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Бравые солдаты», «Ай, да папы!
») ; поход («Путешествие в Почемучию»). При организации таких мероприятий всё
направлено на то, чтобы сблизить детей и родителей, доставить радость от
совместной деятельности, в ходе которой даже малоподвижные дети активно
включаются в игры и движение, ведь самый действенный фактор в воспитании –
личный пример взрослых. А если такие мероприятия заканчиваются чаепитием, то
детям и родителям предоставляется дополнительная возможность пообщаться друг с
другом, поделиться впечатлениями, обсудить планы на будущее.
Своеобразным итогом данной работы могут быть
публикации в СМИ.
Важны также и
традиционные методы работы с родителями (консультации, собрания, цель которых –
психолого-педагогическое просвещение родителей, старались шире внедрять в
практику своей работы нетрадиционные формы организации общения с родителями,
придавая им живой, практический характер. Родители получают возможность
приобщиться к делам детского сада, видели результаты деятельности своих детей и
заинтересованность педагогов. На каждом из проведённых мероприятий должна
царить атмосфера творчества, добра, сплоченности, инициативы, что положительно
влияет как на детей, так и на родителей, по-настоящему сближает их.
Используя
различные формы работы с семьями воспитанников, можно убедиться в том, что они
весьма эффективны, а также что дело не в количестве информации, предлагаемой
родителям, а в степени её новизны, актуальности и неординарной подаче.
|