В
нашей школе, у детей с нарушением зрения, на уроках физической культуры
формируются зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под
контролем зрения) и повышение двигательной активности за счёт увеличения
разнообразия движений. В работе с детьми, имеющими нарушения зрения, есть
особенности, которые вызывают необходимость строго индивидуального подхода к
обучению каждого ребенка, но это не
означает, что на занятии каждому ребенку
должны даваться разные упражнения. В большинстве случаев дается одно и то же
упражнение, но результата добиваемся разными путями. Например: ослабленным
детям уменьшается нагрузка путем сокращения количества повторений, дистанций,
снижения темпа выполнения упражнений. Так же у детей, с нарушением зрения, движения скованны, неуверенны. Они не всегда видят,
как правильно выполнять упражнение, а это приводит к неправильному формированию
двигательного навыка, поэтому на занятиях
применяется индивидуальный подход.
Правильно
организованный двигательный режим для детей с нарушением зрительной
деятельности определяет формы физической нагрузки. При этом учитывается общее количество времени для
активных движений в режиме дня; время двигательной активности в каждом режимном
отрезке; интерес и доступность для детей разных видов движений; дозировку
упражнений в зависимости от особенностей зрения и двигательной подготовленности
детей; принцип чередования общеразвивающих и коррекционных упражнений. В
коррекционно-педагогической работе проводится активизация зрительных функций
через активную двигательную деятельность детей с нарушением зрения. На уроках
физической культуры применяются ряд
упражнений зрительной гимнастики в сочетании с движениями рук, используя при
этом, тренажеры для глаз.
Специфические
особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях
опорно-двигательного аппарата и осанки. Нарушение осанки и степень их
выраженности обусловлены состоянием зрения у детей. Наряду с нарушением осанки
у детей встречаются деформации нижних конечностей /плоскостопие/. На уроках
дается комплекс упражнений корригирующей гимнастики, направленный на укрепление
костно-мышечного аппарата и мышц стоп, также
в комплекс входят прогибания спины, наклоны в стороны, приседания и
другие упражнения.. Наряду, с уроками физической культуры проводятся занятия
лечебной физкультуры, где решаются
дополнительно задачи оздоровления обучающихся.
В
нашей школе имеются все условия для обеспечения оптимального уровня
двигательной активности детей на занятиях: специально оборудован спортивный
зал, в котором расположены спортивный комплекс, гимнастическая стенка,
тренажер, фитболы, гимнастические скамейки и другой крупный и мелкий спортивный
инвентарь.
Методика
физкультурных занятий в 1-4 классах
учитывает величину необходимой
физической нагрузки, которая определяется исходя из показателей индивидуального
развития и психофизического состояния здоровья каждого ребенка. На каждом уроке
решаются задачи обучения: оздоровительные, воспитательные, образовательные и
коррекционные.
Учитывая состояние здоровья детей с нарушением зрения,
уроки проводятся по общепринятой структуре и состоят из подготовительной,
основной и заключительной частей, каждая из которой имеет конкретные задачи по
развитию различных двигательных навыков и умений с коррекционной направленностью. В подготовительной части урока используются все виды ходьбы и бега и
придаются этим упражнениям, коррекционную направленность. Ходьба как вид
упражнений весьма эффективна, особенно для детей с нарушением зрения, имеющих
противопоказания и ограничения в
физических нагрузках. Так, Б.В. Сермеев отмечал, что ценность ходьбы как
физического упражнения заключается в том, что она доступна детям с нарушением
зрения всех возрастно-половых групп и при любых дефектах зрения. Ходьба является
средством повышения работоспособности сердечно - сосудистой и дыхательной
систем учащихся с нарушением зрения, что, в свою очередь, благотворно влияет на
общую зрительную работоспособность. Исходя из наблюдений в ходе работы в
нашей шкоде замечено, что у детей с нарушением зрительной деятельности, наряду
со снижением зрительного восприятия,
замедленностью скорости выполняемых
действий, наблюдается слабость зрительного
контроля за движениями, что осложняет формирование
координации движений, поэтому на своих уроках, особенно в подготовительной
части урока, большая часть упражнений направлена на повышение координации / «
мельница», имитация « ходьбы на лыжах», круговые движения. различные махи
руками, ногами/, известно, что физические упражнения способствуют как общему укреплению организма
и активизации его функции, так и повышению работоспособности глазных мышц,
укреплению склеры глаза.
На уроках
используется ходьба спиной, ходьба правым и левым, спортивная ходьба. В
основной части урока решаются главные задачи: обучение детей новым упражнениям,
повторение пройденного материала, развитие двигательных качеств, упражнения на
равновесие. В содержание основной части урока входят общеразвивающие
упражнения, которые проводятся в определенной последовательности: для мышц
плечевого пояса, мышц спины и мышц живота, а затем ног, упражнения на
расслабление, т.е. структура
общеразвивающих упражнений та же,
что и для нормально видящих учеников. В
комплекс упражнений коррекционных заданий включаются упражнения на формирование
осанки, координацию движений, на развитие и укрепление органов дыхания и
кровообращения, которые сочетаются с
упражнениями для мышц глаз.
Известно множество средств физической
культуры, служащих укреплению здоровья:
•
упражнения циклического характера
• спортивные и подвижные игры, обеспечивающие
высокую эмоциональную привлекательность упражнения силового характера;
•
естественные природные факторы (солнце, воздух, вода);
•
традиционные средства: контрастный душ, бани, ванны, массаж;
Эти средства открывают возможности
управления здоровьем, а при условии врачебно-педагогического контроля являются
одним из направлений формирования здоровья. Их подбор индивидуален и поэтому
учитываются особенности каждого обучающегося благодаря данным мониторинга.
Очень важным, было для учителя физической культуры, овладеть методикой
мониторинга показателей здоровья по тестам физического развития, физической и
функциональной подготовленности, что является основой физической полноценности человека.
Упражнения,
на уроках, ученики выполняют в разных
исходных положениях: сидя, стоя, лежа на спине и животе, что способствует
укреплению мышц живота, спины и положительно влияет на формирование осанки детей. В заключительной части
урока решаются следующие задачи:
урегулирование состояния организма ученика, подготовка к последующим режимным
моментам и переход от интенсивной деятельности
к спокойной. Лучшим физическим упражнением, регулирующим организм после сравнительно
большой нагрузки в заключительной части
является ходьба, в сочетании с дыхательными упражнениями. Так же, в
заключительной части, используются
подвижные игры: «Тише едешь - дальше будешь», «Море волнуется»,
«Внимание-класс!», которые способствуют сохранению эмоционального подъема учеников,
более динамичному восстановлению пульса. В конце урока подводится итог, акцентируется внимание детей
на том, как они занимались, чему научились, указываются ошибки и дается
домашнее задание, тем ученикам, которые
не смогли достичь правильности выполнения упражнения, выставляются
оценки. Чем
младше класс, тем большее внимание
уделяется укреплению организма и формированию осанки.
|