Тема урока " Бабочки на лугу"
Цель
урока: развитие творческих способностей обучающихся в процессе обучения
работы в технике рваная мозаика
Задачи
урока:
обучающие:
закреплять
умение работать в технике «рваная мозаика»
развивающие:
развивать творческие
способности, воображение, фантазию;
развивать наблюдение
воспитательные:
воспитывать
аккуратность;
формировать интерес
к окружающему миру, представление о прекрасном.
Задание:
выполнение бабочки
Тип
урока: закрепление знаний
Форма урока: практикум.
Форма
работы: фронтальная, индивидуальная.
Зрительный
ряд: плакат «Насекомые», фотографии и иллюстрации бабочек; творческие
работы учащихся прошлых лет, зрительная опора «геометрические фигуры», рисунок
с изображением цветочного луга, презентация к уроку «Бабочки на лугу»
Литературный
ряд: стихи, загадки о бабочках.
Музыкальный
ряд: Моцарт «Соната № 15».
Оборудование:
интерактивная доска; клеенка; салфетка; кисточки; цветная бумага; картон; клей;
тряпочка для клея; шаблоны контура бабочки; двухсторонний скотч; карточка
«симметрия»; изображения красных и синих бабочек.
Ход урока
I. Организационный
момент
Приветствие
класса.
Проверка
готовности к уроку.
II. Подготовка обучающихся к
восприятию новой темы
Закройте
глаза и послушайте загадку, мысленно представляя себе загадываемый объект. Это
поможет вам зрительно представить необходимый объект и назвать тему нашего
урока:
Шевелились у
цветка
Все четыре
лепестка.
Я сорвать его
хотел -
Он вспорхнул
и улетел
(Бабочка)
- Посмотрите
на представленные работы и вспомните, с помощью какой техники выполнены они.
- «Рваная
мозаика».
- Давайте
вспомним, что такое «рваная мозаика» и как выполняется аппликация с помощью этой
техники.
- Как вы
думаете, для чего мы вспомнили эту технику?
Вводный рассказ.
В природе
встречается огромное разнообразие бабочек: крепкоголовка, капустница, адмирал, крапивница,
белянка, перломутровка, голубянка... Они все поражают нас своей красотой и
нежностью.
Вот уже
запорхали на полянке «живые цветочки». У бабочек Адмиралов общий фон крыльев
темно-коричневый или чёрный. Отличительная особенность адмирала - ярко-красная
полоса на тёмном фоне и белые пятна в вершинных углах передних крыльев. На
переднем крыле 9 белых пятен, 3 из которых сливаются в полоску, идущую от
переднего края. Через переднее крыло от переднего края до заднего проходит
красно-оранжевая, чуть изогнутая, полоса. По внешнему краю заднего крыла
проходит узкая красноватая полоска со светлыми краевыми лунками и рядом черных
точек на ней. У заднего угла 2 маленьких синих пятна. У самок на красной полосе
передних крыльев находится белая точка. У Крапивниц общий фон крыльев
красно-оранжевый. По внешнему краю передних и задних крыльев располагается ряд
крапинок. Эти синие пятнышки имеют форму полумесяца и придают бабочке особенно
красивый вид. Бабочка имеет полный ряд оранжевых лунок на верхней стороне
крыльев. Голубой цвет на крыльях отсутствует. Нижняя сторона более яркая, чем у
изменчивой многоглазки, с коричневым оттенком, краевые пятна более крупные. К
крепкоголовки лесной крылья жёлто-коричневые с чёрными пятнами. Кайма может
быть тёмной или в основной цвет крыльев.
У перламутровки большой крылья сверху имеют светящуюся оранжево-коричневую
окраску с разбросанными чёрными точками и штрихами. На исподе бросаются в глаза
серебристо-белые полоски и окантовка
Но вдруг
подул сильный ветер и сдул всех бабочек с полянки. Поляна опустела без ярких
бабочек. Давайте поможем вернуть их обратно.
- Сегодня на
уроке мы будем выполнять творческую работу «Бабочки на лугу» с помощью техники
«рваная мозаика»
Анализ строения бабочки.
Внимательно
посмотрите на изображение бабочки и ответьте:
-Из скольких
отделов состоит тело бабочки?
- Какой формы
голова бабочки?
- Что
находится на голове бабочки?
- Какой формы
тело бабочки?
- Что
находиться на груди бабочки?
– Сколько
крыльев у бабочки?
– Как
расположены крылья?
- Какова
форма крыльев бабочки?
- Крылья
украшены или безликие?
- Сколько пар
ног?
– Каких
бабочек видели вы? Опишите их.
III.
Планирование работы
- Перед
началом работы мы с вами обговорим
порядок наших действий, определим последовательность выполнения работы и
составим опору:
- Лист
картона белого цвета сложи пополам.
- Обведи
шаблон, приложив его к линии сгиба листа.
- Вырежи
контур бабочки.
- Подбери
узор для украшения крыльев.
- Нарви
кусочки цветной бумаги нужной формы и нужного цвета.
- Проверь
сочетание цветов, разложив все детали узора.
- Приклей
все детали
IV. Новая тема
- Сейчас мы
применим приём «Рисование в воздухе носом». Попробуйте в воздухе носом
нарисовать сначала тело бабочки, а затем две пары крыльев. Глазами следим за
прорисовкой в воздухе.
- Крылышки у
бабочки располагаются симметрично или нет?
– Чтобы
сделать симметричную форму бабочки из бумаги, необходимо согнуть лист картона
пополам, приложить шаблон к линии сгиба листа и обвести его и вырезать.
– Каким
способом будем выполнять детали из цветной бумаги?
- Мозаика –
разновидность аппликации, где изображение выполняется из мелких частиц. С помощью
«рваной мозаики» выполняют и контурные, и сплошные изображения. Сплошная
мозаика – это техника выполнения работы, при которой мелкие кусочки цветной
бумаги выкладываются по всей площади изображения. Контурная мозаика – это
мозаика, в которой выполняется только контур, то есть кусочки рваной бумаги
выкладываются по линии рисунка
– Какие части
работы мы будем выполнять с помощью контурной мозаики?
- Узоры и
крылья.
– Какую часть
работы мы будем выполнять сплошной мозаикой?
- Тело.
Показ и обсуждение возможных мотивов для
аппликации
– Я вам даю
право выбора для украшения бабочки. Бабочка у вас должна получиться нарядной и
яркой.
– Используя
зрительную опору «геометрические фигуры», предлагаю вам составить узор из
геометрических фигур.
– Перед тем,
как приступить к наклеиванию, разложите все детали узора на листе бумаги и ещё
раз проверьте сочетания цветов.
Физкультминутка
Утром бабочка
проснулась,
Улыбнулась,
потянулась.
Раз - осой
она умылась,
Два - изящно
покружилась,
Три -
нагнулась и присела,
На четыре -
улетела.
Пальчиковая
гимнастика
- Перед тем,
как приступить к работе, закройте еще раз глаза и представьте красоту бабочки,
узоры на ее крылышках. Откройте глаза и представьте: Бабочка спит в твоем
кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое
крылышко (мизинец), потом – другое (безымянный палец). Наконец запорхало
большое крыло (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще не
взлетела, а сидит на ладошке другой руки. Подуй на нее! Полетела!
V. Закрепление
- При
выполнении работы используйте составленный
нами план. Выполненные бабочки прикрепите с помощью двухстороннего скотча на рисунок
с изображением цветочного луга.
Работа
выполняется под музыку Моцарта «Соната № 15».
VI. Подведение
итогов
Анализ и
оценивание работ.
– С помощью
какой техники мы выполнили сегодняшнюю работу? (Рваная мозаика).
– С какими
видами рваной мозаики вы познакомились? (Контурная и сплошная).
VII.
Рефлексия
- У вас у
каждого на парте лежат красные и синие бабочки. На доске вывешен рисунок с
изображением цветочного луга. Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то
новое, то прикрепите на поляну красную бабочку, если не понравилось, - голубую
бабочку.
|