Технология
«Годовой круг календаря»
В.О.Ключевский верно подметил: «Если отнять у
современного человека нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников,
обрядов – тогда он все забудет, и всему разучится и должен будет все начинать сначала».
Годовой
круг календаря - исторически сложившаяся система жизнедеятельности людей,
закрепленная как феномен их культуры. Она имеет свой набор обязательных
событий, особую структуру и свое содержание, что определяет жизнь человека во
всех ее проявлениях на протяжении тысячелетий. ГКК играет огромную, решающую роль в воспитании и образовании людей. Эту
роль условно можно сравнить разве что с принципами домостроительства.
Авторами воспитательной технологии Годовой круг календаря (ГКК) являются
священнослужитель Алексий Мороз и доктор педагогических наук, профессор В.С.Безрукова.
Суть технологии состоит в том, что планирование и проведение работы проходит в
соответствии с 4 годичными кругами: личным, государственным, народным и
религиозным.
Деятельность детей строится на
подготовке и проведении праздников. Формируется воспитывающая среда для осуществления духовно-нравственного
образования.
Научные идеи ГКК
Попытки построить для школы Годовой календарный круг были у Я.А. Коменского. Будучи
христианином, он это делал на основе христианского учения. Им была разработана
программа «Панпедия». Она была основана на христианской любви, на христианских
праздниках и событиях. Эту идею великий педагог считал вполне научной и
доступной для реализации в учебных заведениях. Известны идеи П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского о
необходимости делать русские школы русскими, о взаимосвязи национального и
общечеловеческого в воспитании ребенка, о воспитании человека в родной
культуре, в единстве родного языка, религии, культуры и быта. Совсем близко к
идее Круга подошел С.А. Рачинский.
Он впервые дал педагогическое осмысление Круга, создал и описал годовой цикл
школьных торжеств, считая, что школа должна запоминаться детям праздниками.
Педагогическая
характеристика технологии ГКК
- идеально подходит к ритму школьной жизни
(будни, трудовая деятельность, трудовая неделя, и по её завершении – праздник,
отдых);
- не требует больших финансовых затрат и
длительной переподготовки педагогов;
- не
создаёт для ребёнка стрессовой ситуации;
- соблюдаются принципы природосообразности и культуросообразности;
- совпадает с естественными природными ритмами (Каждый год – круг уходит и снова
возрождается, но каждый раз на новой основе);
Годовой календарный круг — это особая циклическая система жизнедеятельности
человека, основанная на смыслах духовной и ритмах природно-материальной жизни. Цикл – универсальная форма
внутренней динамики макро-культурного объёкта (этноса, общества, цивилизации;
школы, класса, группы). Ритм –
закономерный объективный способ организации земной жизни человека.
Годовой круг знаменательных и памятных дат
создает особый ритм смыслового и эмоционального проживания всех членов общества
и отличается огромным воспитательно-образовательным значением.
Система современного годового круга описывает
все сферы человеческой жизнедеятельности. Круг
праздников приобщает к ценностям
общественной, социальной, личной жизни и
формирует цельную картину мира у всех, кто его проживает – у взрослых и детей.
Годовой праздничный круг — это словно большое
древо с мощной системой ветвей, где
ветви — основные содержательные
направления: культурные, религиозные, народные, семейные, государственные. Это древо
года едино для всех и в то же время в
каждой семье – свое, что связано с включением в него индивидуальной системы семейных праздников. Приобщение к этому древу, достойное
проживание в культурном пространстве его ветвей - направлений формирует
культуру личности.
Каждый праздник имеет свою «тайну», свое
сокровенное знание об истинных реальностях
жизни: о мире, о труде, о любви. Подготовка, создание, «проживание»
праздника приобщает всех его участников к этой «тайне», к
реальностям, лежащим в его основе. Через праздник происходит
постоянное приобщение к истокам.
Праздники – это часть воспитательного
процесса. Какие приняты в семье праздники и как их проводят, такие ценностные
доминанты и запечатлеваются в сознании взрослых и детей. Поэтому неудивительно,
что праздники учат, дарят, объединяют,
угощают, лечат, приобщают всех к культурному наследию.
Поистине целительную силу имеет весь годовой круг праздников. Известно, что
традиционные народные праздники, их педагогическое содержание служат
укреплению опиатной системы организма –
той, что вырабатывает эндорфины, так называемые гормоны радости.
Христианские праздники вводят в мир
христианских добродетелей: любви, терпения, прощения, милосердия. Они сообщают
о событиях истории, знакомят с житиями святых и подвижников.
Государственные праздники – это сопричастность
судьбе страны, народа, осознание себя как части целого. У каждого праздничного
события — свои ритуалы и обычаи. Гражданские праздники – традиция почитания
того, что важно для всех.
Профессиональные праздники (День учителя, День строителя и т.
д.) культивируют уважение к труду, преемственность профессиональных знаний и
умений, готовность трудового служения на благо Отечества. С этим направлением
связано приобщение на позитивных примерах к добродетелям труда: к
организованности, преданности делу, продуктивности, уважению достижений,
ответственности.
Важны общенародные праздники: Новый год,
Встреча весны, Праздник урожая. Богат
ритуалами и традициями праздник Нового
года: теплое расставание со старым
годом, благодарение и воспоминание о добрых
событиях в нем, радостная встреча нового года с добрыми пожеланиями всем
близким, таинство новогодних подарков, елка с цветными огнями и главное — когда
все вместе собираются за праздничным столом.
Красота и сила культурных праздников, таких,
как День матери, День семьи, День
ребенка, — в благодарении и уважении родительского труда, родительского
служения, в укреплении почтения ко всем членам общества. Содержательное значение, например, Дня матери — это
торжество материнства, почитания матери как родительницы, воспитательницы,
«питательницы» любовью.
Семейные праздники – дни рождения, годовщины –
сокровенны для каждого человека, потому что в их центре находится судьба
каждого отдельного человека с его достижениями и успехами, интерес к самому
человеку, взрослому или ребенку, к его личности как самоценности.
Годовой цикл праздников: традиционно-народных,
государственных, профессиональных, исторических, семейных, личных, с любовью и
пониманием проводимый в семье и обществе, формирует в сознании взрослых и
детей духовно-нравственные доминанты,
передаваемые из поколения в поколение.
Результаты использования Годового календарного круга
развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка;
создание условий для воспитания детей в традициях народной педагогики;
формирование интереса к духовно-нравственному наследию
восстановление и укрепление семейных отношений
предупреждение асоциального поведения
|